Проектная деятельность


«Будьте здоровы! Живите долго и счастливо!» - желаем мы своим близким и друзьям. Но с каждым годом подрастающее поколение всё больше сталкивается с многообразием примеров образа жизни человека, которые не всегда являются образцом для подражания, в результате создается хаотичность или разрушаются представления ребенка о здоровом образе жизни. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья, от уважения человеческих достоинств, заботе о людях, принятие другого человека таким, каков он есть зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе актуальной. В ДОУ для этой работы складываются благоприятные условия. Систематическая работа оздоровительно - педагогического характера проходит красной нитью через всю педагогическую деятельность и находит свое отражение во всех режимных моментах образовательной деятельности. Но, необходимо, чтобы ребенок из объекта для проведения оздоровительных мероприятий превратился в активного участника этого процесса, т.е. научился понимать важность этих процедур для здоровья, осознанно и активно их использовал в повседневной жизни не только в ДОУ, но и дома, а в будущем и в период обучения. 
В настоящее время приоритетной целью системы образования, в соответствии с ФГОС ДО, становится развитие целостной личности, готовой к правильному взаимодействию, саморазвитию, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Важно педагогу внедрять в деятельность новые образовательные технологии, способствующие всестороннему развития личности ребёнка, при этом вовлекая семьи воспитанников в активный познавательный процесс.  Зачастую  потребность в привитии привычки к здоровому образу жизни дошкольника есть у родителей, общества,  и все вместемы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Потребность вестиздоровый образ жизни – это залог бодрости и активности, при этом необходимо воспитывать гуманные и доброжелательные отношения между детьми, что позволит развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, ведь все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе, умение сочувствовать, сопереживать людям. От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни - таким должен быть алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников. Сотрудничество родителей и педагогов в данном вопросе позволяет решать поставленную задачу намного эффективнее.
          Возникает проблема: как направить усилия педагогов и родителей на то, чтобы помочь ребёнку понять ценность здоровья как своего, так и окружающих, осознать цель его жизни, побудить его самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели?
            Для того чтобы более качественно подойти к решению данной проблемы, были изучены работы выдающихся педагогов: Л. А.Венгер, А. А.Столяра, Л. Ф.Тихомировой, Б. И.Никитина, З. А.Михайловой, Е. С.Евдокимовой. Изучив, педагогические технологии нами отмечено, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проекта,  что и определило цель нашей работы: 
- формировать представление о здоровом образе жизни у старших дошкольников, прививать навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих через проектную деятельность.
             Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
    1. Создать условия для осуществления оздоровительных мероприятий;
     2. Формировать первоначальные представления о здоровом образе жизни, осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
      3. Воспитывать у детей правильного отношения к своему здоровью;
      4. Воспитывать культуру толерантности у детей: миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать,  умение сочувствовать, сопереживать другим;
      5. Оптимизировать работу с родителями, дать представление о возможном влиянии детско – родительских отношений на формирование необходимых для ребенка критериев здорового образа жизни.
           «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис проектной деятельности по здоровьесбережению.
            Стержнем работы является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе конструктивного взаимодействия ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. В своей работе мы учитываем, что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности, поэтому необходимо создавать условия для формирования гуманистических отношений между всеми членами образовательного процесса, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Взаимодействие с родителями выстраиваем на основе диалога, взяв за основу принцип партнерства. Родители - не ученики, а  партнеры по общению. Следуя этому принципу, мы применяем в практике разные формы взаимодействия с семьями воспитанников, такие как: круглый стол, тренинг, мастер-класс и др. Обсуждение проблемы здоровьесбережения с родителями, позволило привлечь их внимание, заинтересовать, приобщить к реализации совместных проектов,  обязательно говорим о  достижениях и результатах работы, знания детей о ЗОЖ. Родители организовывают и участвуют в совместных спортивных праздниках, досуговых мероприятиях, игровых программах.  Использование новых путей сотрудничества позволяет создать в детском саду атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
В ходе работы были определены темы проектов (в выборе тем принимали участие и родители воспитанников при помощи анкетирования),  поставлены цели, задачи, определены этапы и сроки реализации, что было отражено в  перспективном плане работы кружка «Мой друг ЗОЖик».  Именно в кружковой работе исследование окружающего мира, приобщение к здоровому образу жизни дошкольников проходит в увлекательной форме посредством разнообразных методов и приемов, которые направлены на развитие у детей целостные представления о здоровье человека, здоровом образе жизни. Также в рамках проектной деятельности и вне её проводятся игры и игровые упражнения,   направленные на воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, например «Что можно сделать для друга», «Выдержанный человек»,  «Спиной друг к другу» и другие.
             Реализацию проектов мы строили на следующих принципах:
·  учёта возрастных особенностей;
·  индивидуального подхода;
·  интеграции;
·  координации деятельности педагогов;
·  преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
                Учитывая наглядно-образный характер мышления старших дошкольников, мы используем различные методы, наглядно показывающие необходимость выполнения правил:
-моделирование,  знакомство со схемами;
-экспериментирование, проведение опытов;
-создание проблемных ситуаций;
-использование наглядных пособий;
-обсуждение и проигрывание жизненных ситуаций;
-этюды и упражнения;
-использование художественного слова;
-продуктивный вид деятельности.
                В проектах воспитатель выступает как организатор детской продуктивной де­ятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он — основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы, при этом взрослый выступает партнером ребенка и по­мощником в его саморазвитии.
             Работу над проектом мы начинаем с составления обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, и проходит несколько этапов, которые фиксируются в паспорте проекта.
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
Мы инициируем общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении, используя «Модель трех вопросов», который заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?Мы используем авторское наглядное пособие «Увлекательная пирамида», на верхнее основание которой ставим символ проблемы, а на гранях воспитатель с детьми фиксируют ответы детей, придуманными нами символами или картинками. Это позволяет ребенку знакомиться с различными точками зрения участников совместной деятельности, и иметь воз­можность высказать и обосновать свое мнение. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру дет­ской деятельности, самостоятельности, ответственности ребенка пе­ред сверстниками и взрослыми. Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности.
       3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
   4) организации развивающей, познавательной, предметной среды;
   5) определение направленной поисковой и практической деятельности;
   6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой и практической деятельности;
   7) работа над частями проекта, коррекция;
   8) коллективная реализация проекта, демонстрация.
           Реализация проектов «Азбука здоровья», «В гостях у Витаминки», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Здоровье на кончиках пальцах» и другие, дают возможность коллективного поиска, совместного творчества и помогают закрепить полученные знания на практике.  В ходе реализации проекта «Здоровье на кончиках пальцев» у детей сформировалось понятие о важности человеческих рук, о тесной связи рук и мозга, мы экспериментально проверили, что с помощью рук можно выражать различные чувства; развивая руки, мы развиваем речь. Приобретя знания о том, что руки - это важная часть человеческого тела, мы познакомились виртуально со слабовидящими детьми, которым руки оказывают значительную помощь в изучении окружающего мира. У детей возник вопрос «Как им можно помочь?», что нашло отражение в реализации непосредственно образовательной деятельности на тему «Мы делаем добро руками» - мы сделали в подарок слабовидящим ребятам тактильную книгу для развития мелкой моторики. В ходе данной деятельности были решена одна из задач -  воспитывать желание оказывать помощь людям с особенностями в развитии, а именно слабовидящим детям.         
 Купить здоровье нельзя, по словам Б.Н.Чумакова, его можно только «заработать», собственными постоянными усилиями. Сформированная с детства потребность вести здоровый образ жизни, с понимание относится к потребностям окружающих людей станет прочным фундаментом для создания мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
      Об эффективности внедрения проектной деятельности в образовательный процесс по вопросам здровьясбережения   можно судить по данным анкетирования, наблюдения, интервьюирования: увеличилось количество детей с потребностью вести здоровый образ жизни осознано, родители почувствовали себя равноправными участниками образовательно-воспитательного процесса и заинтересованы в результативности данной работы, предлагают новые темы и проблемы для решения методом проекта, также совместными усилиями обогащается предметно-развивающая среда группы.
       Таким образом, метод проектов по здоровье сбережению таит в себе огромные возможности, основное достоинство и ценность которых заключается в их гуманистической направленности. Применительно к детям дошкольного возраста педагогам необходимо иметь в виду, что не всегда сам ребенок может обеспечить соответствующий способ жизнедеятельности. Многое зависит от родителей, педагогов. В этом смысле ребенок пассивен, но от того, как организована его жизнедеятельность, во многом будет зависеть его будущее поведение. Задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, но если каждый из нас задастся этой целью - выиграют в итоге, наши дети, наше будущее.

Проект «Здоровье на кончиках пальцев»
       Младший школьный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка являются развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
      По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований дает вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики). Но не стоит забывать о значении рук в жизни человека, их помощь в изучении окружающего мира


Методика реализации темы «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» (реализация программы «Разговор о правильном питании» ч.1)
От привычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни — таким должен быть алгоритм деятельности ДОУ и семей воспитанников. Особенно велика роль питания в дошкольном возрасте, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Но мы не раз слышали от детей фразу: «Я не буду есть, это не вкусно!»  Просто объяснить ребёнку, что есть необходимо, это очень полезно- недостаточно. Вкусно приготовить еду – это только полдела. Всё зависит от целостного восприятия. Для реализации данной темы мной была использована технология проектирования, в основе которой  лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у семей воспитанников целостную картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
1
Авторы проекта
Алилуева Ю.В, воспитатель высшей категории
Место проведения
МБДОУ ЦРР ДС № 251
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, педагог, родители
Возраст дошкольников
6-7 лет
Продолжительность
1 неделя
2
Описание проекта
2.
1
Девиз проекта
«Расскажи мне – и я услышу, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому – и я пойму!» (японская пословица
Тип проекта
Краткосрочный, групповой, совместный,  исследовательско- творческий
2.2
Проблема
Ребенок дошкольного возраста нуждается в полноценном, сбалансированном и безопасном питании. Он должен получать все необходимые вещества в нужном соотношении. «Пищевые» стереотипы очень сильны в семьях, а следовательно, у детей. Поэтому важно, проводить совместные мероприятия с семьями воспитанников для осознания роли полноценного питания, т.к. ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.
2.3
Цель проекта
Формирование у детей представления о правильном питании, познакомить детей с витаминами, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах.
2.4
Задачи проекта
Образовательная: познакомить с понятием «витамины», их роли в жизни человека;
Развивающая: закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления; способствовать развитию творческих способностей детей, умения работать сообща, согласовывая свои действия;
Воспитательная:воспитывать стремление к здоровому образу жизни. 
2.5
Направления проектной деятельности
Информационный блок: Переработка теоретических материалов
Технологический блок: Разработка конспектов мероприятий с использованием развивающего обучения
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
2.6
Образовательные области
Интеграция всех образовательных областей в соответствии с ФГОС
2.7
Ожидаемые результаты
- осознание детьми значения витаминов для здоровья; понимание необходимости правильного питания
- формирование у родителей представление о том, что рациональное питание обеспечивает человеку оптимальный уровень здоровья
- развитие познавательных и творческих способностей детей;
2.8
Методы и формы оценивания
Наблюдение, интервьюирование, анкетирование
Этапы реализации проекта.
3
Деятельность педагога
Взаимодействие с детьми
Взаимодействие с родителями
3.1
Подготови-
тельный этап.
3.1.1 Организационный
-Уточнение представлений детей о полезных продуктах, витаминах, их значении для жизни, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.
-Подготовка анкеты для родителей.
-Оснащение развивающей среды
(с/ игры, дид. игры).
-Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о правильном питании (витаминах)  «Нужно ли есть овощи, фрукты и ягоды»
-Рассматривание иллюстративного материала и медиапрезентации по теме.
-Анкетирование


3.1. 2 Планирование деятельности
-Составление плана работы над проектом.
-Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей
-Подготовка консультации для родителей
-«Модель трёх вопросов»
- Что мы знаем?
– Что мы хотим узнать?
- Как мы это будем делать
Все варианты ответов детей фиксируются на большом листе.
-Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
(внесено предложение организовать встречу с поваром, мамой воспитаницей)
-Информационная пропаганда: консультация «Азбука витаминов»,
Основной этап проекта
3.2.2 Реализация проекта
-НОД «Витаминная еда приносит пользу нам всегда»,
-Рисование «Фрукты в вазе», -Чтение А. Сухих «Кто такие витамины?», Ю. Тувим «Овощи»;
Дид. игры «Вершки-корешки»,«Угадай по описанию»,
«Поварята», «Угадай на вкус».
-С/р. игр «Магазин тётушки Зайчихи», «Огородники».
-Организация и подготовка к проведению практического занятия «Моя мама повар. Научу сейчас ребят делать вкусный я салат»
-НОД «Витаминная еда приносит пользу нам всегда», работа в рабочей тетради
-Практическая деятельность по приготовлению салата.
-Чтение художественной литературы с последующим обсуждением, отгадывание загадок.
-Конструирование, рисование, участие в играх различной направленности.
-Прослушивание аудиокниги «Приключения Чиполлино»(Дж. Родари)
-Поиск информации совместно с ребёнком  о пользе овощей, фруктов, ягод; -Изготовление атрибутов совместно с детьми для с/р. игр  «Магазин тётушки Зайчихи», «Огородники»
-Участие в выставке «Удивительные овощи» - интересные по форме плоды, поделки из овощей.
-Фотоматериалы для газеты «Путешествие в страну Витаминию»
3.
Заключитель-
ный этап
3. 3.1Презентация проекта
Оформление, систематизация полученной информации
-Организация выставки «Удивительные овощи»,
-Выпуск стенгазеты «Путешествие в страну Витаминию»
-Помощь в оформлении стенгазеты, выставки творческих работ
-Фотоматериалы для газеты «Путешествие в страну Витаминию»
-Посещение выставки «Удивительные овощи»
3.3.2  Подведение итогов
-Награждение детей и родителей активных участников  реализации проекта благодарственными письмами.
-Отражение своих впечатлений в  рисунках и рассказах, составленных и оформленных совместно с родителями
-Отражение своих впечатлений при составлении  совместно с детьми рассказов
4
Достигнутый результат
-расширение знаний детей об овощах и фруктах- витаминных продуктах, повышение уровня нравственно - эстетического воспитания детей.
-обогащение предметно - развивающей среды группы.
-улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой.
5
Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта
5.1
Оборудование
Материалы для творческой деятельности в совместной и самостоятельной деятельности, аудиотека, видеотека, фотографии, картинки, иллюстрации об овощах, фруктах, ягодах.
5.2
Материалы на печатной основе
1.      М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева  Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 80 с.
2.      М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – 72с.
3. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 160 с.
4. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет/авт.-сост. Ю.В. Полякевич.-Волгоград: Учитель, 2014.-159 с.
5.3
Интернет-ресурсы
 Проект "Здоровые зубы-здоровью любы"
Заботиться о молочных зубах очень важно, ведь именно они определяют правильное расположение постоянных зубов. К врачу стоматологу родители приводят детей только в случае возникновения зубной боли. Вовремя невылеченный зуб может повредить, а иногда и полностью погубить зачаток постоянного зуба. Кроме того здоровые молочные зубы способствуют правильному развитию челюстей, формированию правильного прикуса и правильному произношению звуков.
Были выявлены и другие причины:
Имеющиеся проблемы с зубами у детей в группе, в том числе кариес;
Нежелание детей регулярно чистить зубы (из беседы с родителями) ;
Недостаток у детей знаний о зубах и правилах ухода за ними.
Цель:
Сформировать у детей гигиенические навыки по уходу за полостью рта. Обеспечить осознанное выполнение родителями профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний зубочелюстной системы.
Задачи:
Личностно-ориентированные:
Развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы; собирать совместно со взрослыми необходимую информацию; делать выводы и умозаключения; представлять свой опыт в форме продуктов исследования.
Образовательные:
Познакомить детей со строением зубов. Их назначением и функциями. Дать знания о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.
Воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье и положительное отношение к посещению стоматолога.
Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагог-психолог, инструктор по гигиене, узкие специалисты.
Продолжительность проекта: 2 недели
Предполагаемые результаты:
Ø  Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности.
Ø  Собранная информация по проблеме.
Ø  Осознание детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья, сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними.
В ходе реализации проекта получены следующие интеллектуальные продукты:
Буклет для родителей «Здоровые зубы – здоровью любы», папку-передвижку «Здоровые зубы с раннего детства».
Созданы дидактические игры «Найди улыбку друга», «Собери картинку», «Здоровые зубы-больные зубы» и книжка-малышка «Сказки про зубы»
Альбом со стихами, загадками, пословицами и поговорками о зубах.
Подготовительный этап:
• Выбрали тему и обозначили проблемы.
• Определили цели и задач проекта.
• Составили план работы
• Провели диагностику детей и анкетирование родителей

Этап реализации проекта
Реализация проекта проходила через все образовательные области как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов, через решение проблемных ситуаций, просмотр мультфильмом, слушание музыкальных произведений через самостоятельную деятельность детей
В области «Познание» - НОД «Здоровая улыбка» с использованием ИКТ, познавательно исследовательская деятельность экспериментирование с зубной пастой и куриным яйцом.
«Художественное творчество» -конструировали оригами «Здоровый зубик», рисование:  «Вредные продукты для зубов», «Моя здоровая улыбка»; коллаж «Здоровая улыбка с детства»
Практический этап проекта проходил через самостоятельную деятельность детей играли в сюжетные игры «Центр «Здоровая улыбка», «У медвежонка заболели зубы», «Идём в магазин за полезными продуктами»
Воспитанники с интересом играли в дидактические и развивающие игры «Зуб –Неболейка» «Найди улыбку друга», «Собери картинку», «Полезно- вредно» «Здоровые зубы – больные зубы», «Что сначала, что потом».
Но работа с детьми, проводимая в детском саду не дала бы положительных результатов без взаимодействия с семьями наших воспитанников и социальными  партнёрами- врачом – стоматологом из детской поликлиники Хужиной С. В., которая на макете показала строение зуба, показала как правильно чистить зубы.
Как уже отмечалось, что родители были инициаторами реализации данного проекта, поэтому они были активными участниками. Для них провели консультации для родителей: «Здоровая улыбка - здоровые зубы», «Улыбка с малых лет и шесть заблуждений о молочных зубах», изготовили буклеты «Как сохранить зубы ребёнка здоровыми», «Массаж дёсен начинается с зубной щётки» и папку – передвижку «Здоровые зубки с раннего детства».Родители совместно со своими детьми изготовили альбомы загадок, стихов, пословиц и поговорок о зубах, сочинили сказки про зубы.
Завершающий этап
• Проанализировали выполнение проекта, достигнутые результаты.
• Доработали проект с учётом замечаний и пожеланий.
• Подготовили мультимедийную презентацию, провели познавательный досуг для детей и родителей «Жить здорово»!

В начале проекта и после его завершения проводили мониторинг знаний детей по теме. Детям отвечали на следующие вопросы:
-от чего могут заболеть зубы?
-назови полезные для зубов продукты
-назови, что вредно для зубов
-надо ли чистить зубы
-чистишь ли ты зубки? когда?
Заключительная диагностика показала, что у детей появились конкретные знания об уходе за полостью рта. Значительно расширился кругозор детей в процессе совместной деятельности «Как правильно чистить зубы», проведенных специалистом. При проведении опытов на наглядном примере дети сами сделали выводы, что полезно и что вредно для зубов, зачем надо чистить зубы. Многие дети осознали свою роль в сохранении здоровья.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию потребности беречь зубы. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов, повысилась мотивация к сохранению зубов, Дети узнали, что здоровые зубы необходимы не только для того, чтобы быть здоровым, но и для того чтобы правильно говорить и красиво улыбаться. Таким образом, можно отметить, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов, родителей, специалистов, детям вполне доступно овладение правильным уходом за зубами и осознание ответственности за свое здоровье.


Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок, педагог, родитель, причём сначала инициатором выступает педагогический коллектив, а затем и родители, осознавшие актуальность данного вопроса, педагоги координируют процесс.
Участники проекта дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, педагог-психолог, инструктор по гигиене, узкие специалисты.
Продолжительность проекта: месяц
Цель проекта: Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ как средства воспитания ребёнка и его гармоничного развития на основе интеграции деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, а также повышение компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей.
Также нужно отметить, что развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направленно на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Ожидаемые результаты:
1.     Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;
2.     Формирование представления детей о здоровом образе жизни;
3.     Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»;
4.     Наполнение валеологической среды ДОУ
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе происходит исследование трех направлений:
1.     представления детей 5-7 лет о здоровом образе жизни (через беседы, проблемные ситуации, диагностические задания)
2.     педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ (через изучение педагогической документации, анкетирование педагогов и наблюдение за их деятельностью)
3.     социально-педагогические условия формирования представлений детей о ЗОЖ в семье (через анкетирование родителей)
Организуется подбор методической и детской художественной литературы, различных материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.
Основной этап
Предлагаемая педагогическая технология формирования у старших дошкольников представлений о ЗОЖ предполагает работу в следующих направления:
-Подготовка педагогов (организация в методическом кабинете выставки книг и пособий по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ, консультация для воспитателей «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду» и др.).
-Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (выставки творческих работ, создание медиа-презентаций, досуговая деятельность и т.д.).
- Взаимодействие педагогов и родителей (совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, участие в практическом занятии, встрече по обмену опытом в приготовлении полезных для здоровья блюд, проблемном семинаре). Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями психологического воздействия на ребенка. (Это организация и проведение специальных практических занятий для родителей «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни»).
- Создание в библиотеке клуба по здоровому образу жизни – семейное чтение «Радуга здоровья» для повышения информированности родительской общественности и детей о пользе активного образа жизни, правильного питания. При ознакомлении с художественной литературой, вопросы и беседы должны носить не столько репродуктивный характер, сколько помогать ребенку выявить причинно-следственные связи между образом жизни и здоровьем.
- Создание и оформление уголка здоровья для читателей-детей и их родителей, где с помощью новинок литературы рассказывать о преимуществе здорового образа жизни и укрепления здоровья.
- Расширение и поддерживание партнерских взаимоотношений с социальными институтами.
На заключительном этапе проекта «Азбука здоровья» осуществлялась совместная деятельность детей и взрослых по заполнению страниц альбома «Здоровый образ жизни», и была направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия (иллюстрации, фотографии, аппликации, марки, открытки, загадки). По окончании формирования альбома готовиться его презентация, на которую приглашают родителей и педагогов. Дети сами рассказывают о каждой странице альбома, отвечают на вопросы, читают стихи, поют песни и загадывают загадки.
В рамках открытого Дня здоровья проводятся различные мероприятия, которые могут посетить родители воспитанников. С распорядком этого дня родителей и педагогов знакомят заранее (открытые занятия в группах, физкультурный праздник, организация двигательной активности на улице, консультации для родителей, организация воздушных процедур после сна, открытие выставки работ воспитанников по ЗОЖ).
Организация и проведение досуга «Осторожно, микробы!» позволяет закрепить представление детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формирует представление о причине некоторых заболеваний – микробах.
Подробнее остановимся на организации и проведении флэш-акции «Мой друг Мойдодыр».
Идея Акции– одновременное прочтение стихотворения (драматизация) К.И. Чуковского «Мойдодыр» детьми, их родителями и педагогами в разных группах ДОУ.
Цель флэш-акции- формирование гигиенических навыков у дошкольников через чтение литературы, популяризации лучших образцов отечественной классической литературы для детей и творческого наследия К.И. Чуковского и его произведений, а также объединение разных поколений читателей вокруг произведений любимого автора и поддержание традиций семейного чтения.
Во флэш-акции приняли участие педагоги, семьи воспитанников, библиотекари. В группах ДОУ состоялись литературные праздники, игры – путешествия, посвящённые героям книг любимого автора.


Подведение итогов.Обмен опытом педагогов по теме «Использование различных форм и видов работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ». Награждение детей сюрпризами, родителей, активных участников реализации проекта, благодарственными письмами. Отражение своих впечатлений в рисунках и рассказах, составленных и оформленных совместно с родителями. Мониторинг эффективности педагогической деятельности по формированию представлений детей о ЗОЖ. (Посредством бесед с детьми, решения проблемных ситуаций, диагностических заданий. Анкетирование родителей и педагогов). Составление или коррекция планов дальнейшего взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса по формированию представлений дошкольников о ЗОЖ.


4 комментария:

  1. Спасибо за интересные идеи в проектной деятельности! Воспитатель, г. Миасс

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за хороший отзыв о моей работе. Желаю Вам вдохновения и воплощения новых идей! Алилуева Ю.В.

      Удалить
  2. Мне очень понравился материал для реализации проекта "Здоровые зубы- здоровью любы" т.к. эта тема всегда актуальна и нужно прививать гигиенические навыки детям с раннего детства! Спасибо! Воспитатель Наталья Викторовна г. Екатеринбург

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Наталья Викторовна, полностью с вами согласна, что тема о здоровье зубов актуальна в любом возрасте. Удачи! Алилуева Ю.В.

      Удалить